г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ул. РАЗЪЕЗД ЗАПАДНЫЙ, ДОМ 7,ЭТАЖ 2, ПОМЕЩЕНИЕ 3-14
c 9:00 до 18:00

тел. 8 (863) 259-46-75
тел. ЖД 5-46-75

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

No slides found, please add some slides in the "Unite Nivo Slider" component.

Все новости

Секрет инноваций - в эффекте масштаба

16.09.2013

В подмосковной Щербинке завершился 4-й Международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520». Традиционно площадка выставочного салона становится смотром-конкурсом новинок и достижений индустрии железнодорожной отрасли

В этом году здесь были представлены опытные образцы ведущих предприятий данной сферы. Так, прошел премьерный показ двухсекционного грузового магистрального электровоза переменного тока производства ООО «Уральские локомотивы», оснащенного тяговым асинхронным приводом производства компании «Сименс». Впервые были представлены электровоз 2ЭС5 и дизель-поезд с силовым модулем Stadler (ДП-М, модель 770) производства ЗАО «Трансмашхолдинг». Пять единиц инновационного подвижного состава на площадку Экспериментального кольца ВНИИЖТ вывела Объединенная Вагонная Компания (ОВК). Среди них вагоны и тележка типа «Барбер» с осевой нагрузкой 25 тс производства Тихвинского вагоностроительного завода, а также тележка типа «Моушн контрол».

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, закупочная политика компании как основного заказчика отрасли в целом ориентирована на продукцию отечественных машиностроительных предприятий. Потребность РЖД в передовой технике особенно велика в свете последних решений государства по развитию высокоскоростных магистралей, инфраструктуры Транссиба и БАМа. «Именно поэтому мы стимулируем развитие совместных производств и интеграцию наших предприятий в международную технологическую цепочку», — отметил он.

Действительно, в этом году особо заметен растущий интерес к выставке зарубежных компаний с мировым именем. За последние 5 лет их число выросло в 8 раз. Активное участие в нынешнем салоне приняли специалисты из Франции, Германии, Швейцарии и Чехии. Такое сотрудничество производителей — объективный процесс, направленный на повышение глобальной конкурентоспособности железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения. В то же время с учетом глобальных тенденций мирового машиностроения, считает президент группы «ИСТ» Александр Несис, ключевым этапом развития железнодорожной отрасли России должно стать создание национального центра технической компетенции.

При этом наиболее оптимальной формой является совместная деятельность наших и зарубежных производителей железнодорожной техники. «Это позволит избежать как слепого копирования чужих образцов, так и длительной разработки собственных, начиная с нуля», — подчеркивает он. Как показал салон в Щербинке, все предпосылки для создания подобного центра сложились.

Однако насколько непосредственные участники перевозки готовы учитывать инновационную продукцию в своей закупочной деятельности? На сегодняшний день структура парка грузовых вагонов на сети РЖД остается практически такой же, как и 40 лет назад, разве что с некоторым уменьшением доли универсальных платформ.

Необходимо признать, что по сравнению с США и Европой количество типов вагонов, представленных у нас на сети, значительно меньше. Это можно было бы объяснить проблемой обратной загрузки для специализированного парка, если не учитывать, что с подобной же сложностью успешно справляются операторы за рубежом, где доля специализированного подвижного состава только растет. Происходит это за счет способности использовать двойную специализацию одного и того же вагона путем небольших конструктивных изменений, например, как для перевозки зерна, так и для транспортировки жидкостей.

Еще одна проблема, по словам генерального директора ООО «Инновационное вагоностроение» Сергея Барбарича, заключается в недостаточной готовности вагоностроительных предприятий к сотрудничеству. «Сегодня отсутствует практика, когда завод-изготовитель отвечал бы на вопрос: какие затраты при эксплуатации инновационного вагона понесет его собственник в течение всего жизненного цикла? Нужно стремиться к тому, чтобы изготовитель разрабатывал ремонтную документацию на подвижной состав и в соответствии с ней оказывал сервисные услуги», — уверен он.

Напомним, что важной мерой стимулирования спроса на инновационную продукцию и ее внедрения на сети российских железных дорог стало введение ФСТ с 5 мая 2013-го льготных тарифных схем для 5 моделей вагонов, признанных инновационными. Кроме того, до конца этого года, по словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова, Минпромторг планирует внести в госпрограмму по развитию промышленности и конкурентоспособности субсидию по поддержке и продвижению инновационных вагонов. Как считают в ведомстве, такая мера поможет повысить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры в целом. Всего в ближайшие 5 лет Минпромторг планирует вложить в отрасль транспортного машиностроения порядка 3 млрд рублей. Все это должно помочь в разработке современных решений в области развития подвижного состава, в том числе тягового.

При этом, как отмечает генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» Борис Лапидус, эффекты от внедрения и использования инновационного подвижного состава должны распределяться более равномерно между сторонами перевозки. Так, в настоящее время преференции касаются преимущественно собственников инновационных вагонов. В то же время ОАО «РЖД» как владелец инфраструктуры также несет определенные издержки при ее подготовке для эксплуатации, например, вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Кроме того, по мнению ряда представителей экспертного сообщества, целесообразно было бы учитывать и характеристики отрицательного влияния вагонного парка с большим сроком службы при его воздействии на путь.

За последнее время наиболее значительные результаты отечественного железнодорожного машиностроения показали предприятия по производству грузовых вагонов. Так, разработан и сертифицирован ряд инновационных грузовых вагонов повышенной грузоподъемности со сниженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтными пробегами. Однако пока они не спешат массово замещать «ветеранов».

Как резюмирует заместитель генерального директора ОВК Дмитрий Бовыкин, главным критерием инновационности должна являться стоимость перевозки тонны грузов. При этом заметный результат появится только тогда, когда значительная часть подвижного состава на сети будет состоять из вагонов нового поколения, а их работа станет оказывать мультипликативный эффект.

Оксана Перепелица

Источник: РЖД - Партнер

Read more http://www.tdrzd.ru/index.asp?rid=24712&nm=91150&fnid=68&newwin=0