г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ул. РАЗЪЕЗД ЗАПАДНЫЙ, ДОМ 7,ЭТАЖ 2, ПОМЕЩЕНИЕ 3-14
c 9:00 до 18:00
тел. 8 (863) 259-46-75
тел. ЖД 5-46-75
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
27.04.2010
Власти России поддержат, в том числе финансами, проект прокладки ширококолейной железной дороги российского стандарта через Братиславу до Вены.
Об этом на пресс-конференции в Вене заявил премьер-министр Владимир Путин. Накануне руководство РЖД и главы транспортных ведомств Австрии, Словакии и Украины подписали в Братиславе соглашение о строительстве новой ширококолейной дороги. «Известия» выяснили, что это потребует от нас еще и создания совершенно нового подвижного состава.
Российские железнодорожники еще три года назад объявили, что хотят проложить широкую колею в Европу. Идея в том, чтобы поезда смогли проехать от Транссиба до Западной Европы, не меняя колесных пар. Но только сейчас эта идея получила реальное содержание. В РЖД рассчитывают привлечь на маршрут Юго-ВосточнаяАзия-ДальнийВосток-Центральная Европа дополнительный грузопоток. Для этого достаточно построить участок протяженностью около 560 км. По дороге в Европу пойдут составы с контейнерами и сырьем. Примерная стоимость строительства — более 4 млрд евро. Но расчетный грузопоток более 20 млн тонн в год позволит окупить проект.
«Российская» колея в Европу — это не просто новая дорога. Нам придется соответствовать европейским требованиям, а это хороший повод для модернизации подвижного состава железных дорог и привлечения новых технологий. Именно на этом делал акцент президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, представляя проект. Строить новые локомотивы и вагоны будут именно в России с участием иностранцев.
— Мы рассматриваем проект строительства железнодорожной линии Кошице- Братислава-Вена как ось, вокруг которой откроются многие предприятия, — подчеркнул Якунин. — Это станет катализатором сближения, эффективного сотрудничества и взаимодействия железнодорожных систем с шириной колеи 1520 и 1435 мм…
Новое производство электровозов для европейской «широкой» колеи обеспечит нашей промышленности заказ на несколько десятков локомотивов стоимостью $2–3 млн каждый, считает руководитель отдела исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
— Разработка и выпуск таких локомотивов двинут наше машиностроение вперед. И тут дело даже не в ширине колеи — в Европе гораздо более высокие требования к экологичности и безопасности, — объясняет эксперт.
Еще в 2007 году, когда появилась идея «широкой колеи в Европу», в РЖД решили развивать российское производство современных поездов и купили блокирующий пакет акций «Трансмашхолдинга». Владимир Якунин задумал привлечь в эту компанию иностранных инвесторов с их технологиями. Он несколько лет вел переговоры с потенциальными партнерами, настаивая, чтобы они не просто продавали нам подвижной состав, а открывали производства в России. Наконец благодаря усилиям главы РЖД во время недавнего визита президента Дмитрия Медведева во Францию были подписаны документы о стратегическом партнерстве российского «Трансмашхолдинга» с французской Alstom.
Войдя в капитал российской компании, французы готовы совместно разрабатывать и выпускать новый подвижной состав и компоненты. Чтобы производство велось именно в России, Якунину пришлось «примирять» российских и французских переговорщиков, которые принадлежат к разным техническим школам. Но у главы РЖД были весомые аргументы, ведь именно железные дороги будут покупать продукцию. Ясно, что позиция РЖД и дальше будет определять ход сотрудничества «Трансмашхолдинга» и Alstom. По словам Якунина, первый совместный электровоз может быть создан уже к концу года.
— Мы стремимся к переносу технологий к нам, — пояснил глава РЖД, — потому что тогда мы уходим от многих проблем, связанных с таможенными сборами, дополнительными налогами и так далее.
Если планы будут реализованы, то инвестпрограмма РЖД станет локомотивом развития всей машиностроительной отрасли. В ближайшие пять лет нам предстоит заменить до трети всего подвижного состава в стране, обращает внимание аналитик инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.
— Делать это без передовых технологий нет смысла. Получить их наша промышленность может в обмен на доступ к рынку, — полагает он.
Все это очень напоминает ситуацию, которая несколько лет назад сложилась в автопроме. Многие наши автоконцерны, осознав отсталость своей организации производства, привлекали иностранцев. Сейчас они выпускают современные автомобили, в том числе и под российскими марками. Вот и Якунин выдвинул идею создавать в России совместные железнодорожные инжиниринговые центры, в которых контрольный пакет принадлежал бы российской стороне. Специалисты Alstom, «Трансмашхолдинга» и РЖД уже создали свою инжиниринговую компанию — «Технологии рельсового транспорта», которая зарегистрирована в России. Она работает над созданием нового пассажирского электровоза ЭП20, который может двигаться со скоростью до 200 км/ч. На его базе затем появится целое семейство новых электровозов различного назначения. Хотя успех проекта, конечно, зависит от РЖД. Ведь именно эти машины будут доставлять грузы и пассажиров в Европу по новой дороге.
Подобная практика имеет широкое распространение во всем мире. Крупнейшие компании транспортного машиностроения — Alstom, Siemens, Bombardier — при реализации крупных проектов в других странах создают совместные предприятия с национальными производителями. По этому же пути пошли многие предприятия российского машиностроения. «Силовые машины» собирают турбины в партнерстве с Siemens. Горьковский завод привез из США целый завод для выпуска Volga Siber. Renault Trucks и руководство автозавода АМУР (Новоуральск) договорились собирать грузовики.
Таким образом преимущество выбранной РЖД модели в том, что она обеспечивает реальную передачу технологий, а совместно производимая продукция выпускается именно российскими предприятиями, но уже на инновационной технологической базе.
Павел Арабов
Источник: «Известия» (Россия)
Read more http://www.tdrzd.ru/index.asp?rid=24712&nm=90228&fnid=68&newwin=0