г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ул. РАЗЪЕЗД ЗАПАДНЫЙ, ДОМ 7,ЭТАЖ 2, ПОМЕЩЕНИЕ 3-14
c 9:00 до 18:00
тел. 8 (863) 259-46-75
тел. ЖД 5-46-75
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
16.11.2012
Чтобы повысить конкурентоспособность экономики, нужно с 2016 г. резко ограничить рост тарифов монополий, такой рецепт предложило Минэкономразвития. Тогда «Газпрому» придется забыть о полной равнодоходности внутреннего рынка
Сегодня на совещании у премьера Дмитрия Медведева будет рассмотрен прогноз социально-экономического развития до 2030 г. Одна из развилок — тарифная политика, ее предстоит обсудить с премьером, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Приоритетом должно стать обеспечение конкурентоспособности промышленности, а для этого нужно серьезно ограничить рост тарифов уже с 2016 г., пишет Минэкономразвития в пояснительной записке к прогнозу (есть у «Ведомостей»).
Инновационный и форсированный сценарии предполагают, что Россия преодолеет разрыв с европейскими странами по уровню технологий и благосостояния за счет развития социальной сферы, инфраструктуры и несырьевого экспорта. По консервативному сценарию экономика остается нефтезависимой и теряет темпы роста.
В инновационном сценарии энерготарифы для компаний в 2016—2030 гг. повышаются в среднем на 3,1% в год, или на 0,6 п. п. ниже инфляции, внутренние цены на газ — на 4,2% и превышают инфляцию на 0,4 п. п. В консервативном — рост энерготарифов превышает инфляцию на 0,2 п. п., цен на газ — на 1,9 п. п. Тепловая энергия во всех сценариях дорожает быстрее инфляции на 1,2–2 п. п., рост грузовых тарифов РЖД «приближен к инфляции». Цены на электричество для населения растут быстрее, чем для компаний: к 2021—2023 гг. предстоит догнать Европу по соотношению цен между обеими категориями пользователей.
В 2013—2015 гг. рост тарифов будет намного превышать инфляцию: энерготарифов — в 2–2,5 раза (для населения — в 1,5–2,8 раза), цен на газ — в 2,1–2,8 раза. Тарифы РЖД на грузовые перевозки вырастут на 7, 5 и 5,5% при среднегодовой инфляции в 7,1, 5,2 и 4,9%,соответственно.
Минэкономразвития будет настаивать как минимум на инновационном сценарии индексации тарифов, говорит чиновник ведомства. Серьезных споров не будет, считает он, но у монополий есть аргументы — им нужны деньги не только на выполнение инвестпрограмм, но и на государственные мегапроекты, например Олимпиаду: «Они начинают спорить: а кто будет субсидировать эти проекты? В ответ им предлагается повышать эффективность».
Без инвестиционной надбавки в тарифе РЖД не будет развития инфраструктуры, хватит только на поддержание уже построенной, предупреждает чиновник Минтранса: «Будем пытаться переубедить коллег». Бесполезно, уверен высокопоставленный федеральный чиновник: «По тарифам есть политическое решение. Но вопрос, будет ли оно исполняться». «Ниже инфляции — вопрос так вообще не стоит, — возражает его коллега. — Если не включить инвестиционную составляющую в тариф, то придется другим способом предоставить средства, а такой возможности нет».
Минэкономразвития ранее предлагало изменить подход к ценообразованию на газ, беря в качестве ориентира не экспортную цену «Газпрома», а спотовые цены европейского или азиатского рынков (они ниже); выход на равнодоходность внутреннего рынка был перенесен с 2015 г. за пределы 2020 г. Решение по ценообразованию еще не принято, знает федеральный чиновник. Его коллега подтверждает, что выход на равнодоходность — предмет обсуждений, прогноз может быть скорректирован.
При нефти за $120 цена экспортного паритета для газа (за вычетом расходов на транспорт и пошлину) — около $200 за 1000 куб. м, а внутренние цены — $95–100; если будет одобрен инновационный сценарий, то дисконт будет на 20–30% ниже паритета, подсчитал Денис Борисов из Номос-банка. Нужно постепенно приближаться к равнодоходным ценам, полагает он, но сейчас сложно сказать, какой будет цена в Европе. Кроме того, добиваясь роста внутренних цен, «Газпром» будет терять российский рынок: потребители все больше покупают газ у «Новатэка», который предоставляет скидки даже в сравнении с тарифами ФСТ. В 2007 г. «Газпром» поставил на внутренний рынок 307 млрд. куб. м газа, в 2011 г. — 281 млрд, в 2012 г., по оценкам Борисова, будет 270 млрд. куб. м. Представитель концерна отказался от комментариев.
РЖД постоянно предлагает ввести инвестсоставляющую в тариф, чтобы покрыть дефицит в финансировании инфраструктуры (400 млрд. руб. до 2015 г.); весной монополия просила об индексации в 2012 г. на 11% (с учетом 4% — инвестсоставляющей), но правительство ограничилось 7%. Теперь РЖД предложила перенести 11%-ную индексацию на 2013 г. По данным сотрудника РЖД, снижение тарифа на грузоперевозки на 1% — это сокращение выручки на 10 млрд. руб. За 2003—2011 гг. тарифы на грузовые перевозки были повышены всего в 2,6 раза, сообщил представитель РЖД.
В монополизированный сектор привлечь инвестора можно только ростом тарифа выше инфляции, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ: «Замедлить рост тарифов можно за счет демонополизации: мощные компании продавливают нужные им решения, а инвестиционным „указам“ могут и не подчиняться». По прогнозу на 2013—2015 гг., инвестиции у монополий растут в среднем всего на 3%, а в целом по экономике, т. е. за счет частных предприятий, на 8%, сравнивает Миронов.
В подготовке статьи участвовали Евгения Письменная, Милана Челпанова, Ксения Докукина
Догнать Европу по ценам
В 2011 г. в ЕС цены на электроэнергию для населения были в 1,64 раза выше, чем для предприятий (данные Евростата). В России разрыв — до 3,4 раза в пользу населения, посчитала Наталья Порохова из Газпромбанка.
Ольга Кувшинова, Максим Товкайло, Филипп Стеркин
Источник: Ведомости
Read more http://www.tdrzd.ru/index.asp?rid=24712&nm=90828&fnid=68&newwin=0