г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ул. РАЗЪЕЗД ЗАПАДНЫЙ, ДОМ 7,ЭТАЖ 2, ПОМЕЩЕНИЕ 3-14
c 9:00 до 18:00

тел. 8 (863) 259-46-75
тел. ЖД 5-46-75

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

No slides found, please add some slides in the "Unite Nivo Slider" component.

Все новости

Монополии без денег. Инновационный прорыв за счет низких тарифов

16.11.2012

Чтобы повысить конкурентоспособность экономики, нужно с 2016 г. резко ограничить рост тарифов монополий, такой рецепт предложило Минэкономразвития. Тогда «Газпрому» придется забыть о полной равнодоходности внутреннего рынка

Сегодня на совещании у премьера Дмитрия Медведева будет рассмотрен прогноз социально-экономического развития до 2030 г. Одна из развилок — тарифная политика, ее предстоит обсудить с премьером, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Приоритетом должно стать обеспечение конкурентоспособности промышленности, а для этого нужно серьезно ограничить рост тарифов уже с 2016 г., пишет Минэкономразвития в пояснительной записке к прогнозу (есть у «Ведомостей»).

Инновационный и форсированный сценарии предполагают, что Россия преодолеет разрыв с европейскими странами по уровню технологий и благосостояния за счет развития социальной сферы, инфраструктуры и несырьевого экспорта. По консервативному сценарию экономика остается нефтезависимой и теряет темпы роста.

В инновационном сценарии энерготарифы для компаний в 2016—2030 гг. повышаются в среднем на 3,1% в год, или на 0,6 п. п. ниже инфляции, внутренние цены на газ — на 4,2% и превышают инфляцию на 0,4 п. п. В консервативном — рост энерготарифов превышает инфляцию на 0,2 п. п., цен на газ — на 1,9 п. п. Тепловая энергия во всех сценариях дорожает быстрее инфляции на 1,2–2 п. п., рост грузовых тарифов РЖД «приближен к инфляции». Цены на электричество для населения растут быстрее, чем для компаний: к 2021—2023 гг. предстоит догнать Европу по соотношению цен между обеими категориями пользователей.

В 2013—2015 гг. рост тарифов будет намного превышать инфляцию: энерготарифов — в 2–2,5 раза (для населения — в 1,5–2,8 раза), цен на газ — в 2,1–2,8 раза. Тарифы РЖД на грузовые перевозки вырастут на 7, 5 и 5,5% при среднегодовой инфляции в 7,1, 5,2 и 4,9%,соответственно.

Минэкономразвития будет настаивать как минимум на инновационном сценарии индексации тарифов, говорит чиновник ведомства. Серьезных споров не будет, считает он, но у монополий есть аргументы — им нужны деньги не только на выполнение инвестпрограмм, но и на государственные мегапроекты, например Олимпиаду: «Они начинают спорить: а кто будет субсидировать эти проекты? В ответ им предлагается повышать эффективность».

Без инвестиционной надбавки в тарифе РЖД не будет развития инфраструктуры, хватит только на поддержание уже построенной, предупреждает чиновник Минтранса: «Будем пытаться переубедить коллег». Бесполезно, уверен высокопоставленный федеральный чиновник: «По тарифам есть политическое решение. Но вопрос, будет ли оно исполняться». «Ниже инфляции — вопрос так вообще не стоит, — возражает его коллега. — Если не включить инвестиционную составляющую в тариф, то придется другим способом предоставить средства, а такой возможности нет».

Минэкономразвития ранее предлагало изменить подход к ценообразованию на газ, беря в качестве ориентира не экспортную цену «Газпрома», а спотовые цены европейского или азиатского рынков (они ниже); выход на равнодоходность внутреннего рынка был перенесен с 2015 г. за пределы 2020 г. Решение по ценообразованию еще не принято, знает федеральный чиновник. Его коллега подтверждает, что выход на равнодоходность — предмет обсуждений, прогноз может быть скорректирован.

При нефти за $120 цена экспортного паритета для газа (за вычетом расходов на транспорт и пошлину) — около $200 за 1000 куб. м, а внутренние цены — $95–100; если будет одобрен инновационный сценарий, то дисконт будет на 20–30% ниже паритета, подсчитал Денис Борисов из Номос-банка. Нужно постепенно приближаться к равнодоходным ценам, полагает он, но сейчас сложно сказать, какой будет цена в Европе. Кроме того, добиваясь роста внутренних цен, «Газпром» будет терять российский рынок: потребители все больше покупают газ у «Новатэка», который предоставляет скидки даже в сравнении с тарифами ФСТ. В 2007 г. «Газпром» поставил на внутренний рынок 307 млрд. куб. м газа, в 2011 г. — 281 млрд, в 2012 г., по оценкам Борисова, будет 270 млрд. куб. м. Представитель концерна отказался от комментариев.

РЖД постоянно предлагает ввести инвестсоставляющую в тариф, чтобы покрыть дефицит в финансировании инфраструктуры (400 млрд. руб. до 2015 г.); весной монополия просила об индексации в 2012 г. на 11% (с учетом 4% — инвестсоставляющей), но правительство ограничилось 7%. Теперь РЖД предложила перенести 11%-ную индексацию на 2013 г. По данным сотрудника РЖД, снижение тарифа на грузоперевозки на 1% — это сокращение выручки на 10 млрд. руб. За 2003—2011 гг. тарифы на грузовые перевозки были повышены всего в 2,6 раза, сообщил представитель РЖД.

В монополизированный сектор привлечь инвестора можно только ростом тарифа выше инфляции, рассуждает Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ: «Замедлить рост тарифов можно за счет демонополизации: мощные компании продавливают нужные им решения, а инвестиционным „указам“ могут и не подчиняться». По прогнозу на 2013—2015 гг., инвестиции у монополий растут в среднем всего на 3%, а в целом по экономике, т. е. за счет частных предприятий, на 8%, сравнивает Миронов.

В подготовке статьи участвовали Евгения Письменная, Милана Челпанова, Ксения Докукина
Догнать Европу по ценам
В 2011 г. в ЕС цены на электроэнергию для населения были в 1,64 раза выше, чем для предприятий (данные Евростата). В России разрыв — до 3,4 раза в пользу населения, посчитала Наталья Порохова из Газпромбанка.

Ольга Кувшинова, Максим Товкайло, Филипп Стеркин

Источник: Ведомости

Read more http://www.tdrzd.ru/index.asp?rid=24712&nm=90828&fnid=68&newwin=0